г. Нижний Тагил, ул. Уральская, 4/1 тел. 8 (3435) 25-74-89

«Вечная иллюзия» скульптора Александра Иванова

Жизнь современного города меняется постоянно, и жители сегодня предъявляют иные требования к его инфраструктуре, но неизменным остается стремление человека к Красоте во всей полноте ее проявлений. Красота дома, красота улицы, красота отношений неизменно приводят к красоте бытования. Нижний Тагил город со своей историей и культурой, со своими особенностями и неповторимым обликом, и пусть он будет не только металлургическим центром, но и городом с неповторимой атмосферой и оригинальными скульптурами, заставляющими прохожих остановиться, увидеть, поразмышлять о жизни, о людях. Художник Александр Иванов один из тех, кто сегодня реально, практически старается преобразить родной Тагил, творя красоту своими руками и  населяя ею улицы, сады, парки и скверы, внеся свою лепту в создание «доброго» пространства.  Он скульптор, влюбленный в камень и металл, которые в его чутких творческих руках оживает, превращаясь в изысканную садово-парковую или декоративную скульптуру. Его работы украшают парки Перми, частные поместья России, некоторые его произведения хранятся  в Германии. Не так давно тагильчане стали встречать на родных улицах творения художника, выполненные  из металлолома методом сварки. Такие скульптуры необходимы в урбанистическом мире, для того чтобы среди вечного бега и суеты почувствовать радость каждого дня. Ведь что такое городская скульптура? Это явление совершенно противоположное привычным помпезным, грозным и скорбным монументальным памятникам, являясь камерным произведением искусства, по эмоциональному и пластическому решению более близкие человеку, его повседневности.

Самый распространенный у Иванова художественный прием – создание скульптуры при помощи сварки из металлолома – модная тенденция, пришедшая на Урал из Европы и первоначально вызывавшая различные противоречивые чувства, сегодня воспринимается органично и естественно. Образно-пластический язык этих скульптур в таком случае ограничен самим материалом, а чаще всего это ржавое железо, которое уже, казалось бы, отслужило свой век, но получает вторую жизнь благодаря художнику. В произведениях Иванова нет реалистичной детализации, формы их обобщены и условны, средства художественной выразительности скупы, сдержаны и лаконичны, и рождают необычную для обывателя, авангардную скульптуру. Наиболее полюбившиеся работы художника стали знаковыми в городе: Петр и Феврония на шихане Красного камня, Аист с младенцем у перинатального  центра, Ангел у музея изобразительных искусств. В каждое это произведение заложена своя особая идея, они наполнены множеством смыслов, аллюзий, отсылают зрителя к библейским сюжетам, вечным истинам добра и зла, российской истории, обращаются к современности.

Иванов считает, что «художнику важно и лестно осуществить какой-нибудь проект, поучаствовать в украшении родного города, если он здесь живет». Так он буквально подарил родному Тагилу Городского Ангела. Замечательный дар, прекрасный почин, возможность устроить праздник для себя и для других – все это стало причиной «рождения» скульптуры  у музея искусств. Назначение ангела - служить людям, защищать их, и помогать им, участвовать в людских делах, и теперь у города есть не просто свой защитник, помощник, но и хороший знакомый. Его заметили в первый же вечер горожане, и так начался его жизненный путь, так началось рождение легенды, которую теперь пишут его земляки, его друзья и недруги. Автор отступает от традиционной трактовки ангела бесполого существа в сияющем одеянии, и в данном конкретном случае этот ангел в наглухо застегнутом пальто, в очках на подслеповатых глазах, с портфелем и верной собакой, и его скептицизм основан на разочаровании в устоявшихся людских ценностях.

Другая работа, особо полюбившаяся тагильчанам и гостям города – памятник святым Петру и Февронии – покровителям брака и семьи. Интересно, что эта работа появилась в Тагиле еще до официального празднования Дня семьи, любви и верности, а это значит, что скульптор чутко чувствует веяние времени, стараясь идти не просто в ногу с ним, но и в чем-то опережая его. И здесь снова проявился особый авторский почерк художника, характеризующийся лаконизмом и в тоже время узнаваемостью форм, четкостью силуэта, скупостью линий, умением обобщать. Во всех его работах присутствует определенная мера условности, поэтому  Петр и Феврония Муромские имеют обобщенные черты лица, сам материал продиктовал их монашеские одеяния. Конструктивные линии сварки являются одновременно средствами художественной выразительности, делая скульптуру более интересной.

Идея, заложенная в образе Аиста, приносящего детей проста и вместе с тем человечна:  Человек родился, и неважно, какой он национальности, кто у него родители, на каком языке он будет говорить или слушать колыбельные. Он пришел в этот мир, а родители встречают его добрым посылом на всю жизнь «Будь счастлив, сынок». Именно эти слова, написаны на всех языках национальных диаспор Нижнего Тагила. И Аиста художник представляет как Ангела – доброго ангела, приносящего детей в мир, что значит – дети дар Божий.

Иногда задача скульптора не удивлять размером, материалом, а создавать тихую, камерную работу, которая могла бы встать в каком-нибудь ландшафте. К подобным ландшафтным, декоративным скульптурам можно отнести доброго Пса на ул. Карла Маркса у магазина «Полиграфист», Стрекозу и Муравья – героев известной басни И.А. Крылова, нашедших свой дом в парке им. Бондина, Студента на ул. Мира. Автор наблюдателен, передавая характерные черты и повадки животных в стилизованных, обобщенных формах. Для большей выразительности и передачи идеи он часто заимствует художественно-пластический язык, каждый раз преобразуя его и стилизуя, различных народностей и культур. Так, например, в абсолютно плоскостном решении скульптуры  «Идущий студент», которая находится между УУПИ и ХГФ, авторское решение отсылает нас к египетским контррельефам, а фестивальная работа «Азиопа» (Екатеринбург, парк им. Маяковского) несет в себе характерные черты первобытного искусства и тотемных идолов коренных народов Урала.

Диапазон творчества Александра Иванова не ограничивается только городской скульптурой. Он замечательно работает с камерными декоративными вещами, малой пластикой: «Бизон», «Такса», «Пиросмани», «За стеклом».   Образы героев его скульптур загадочны, оптимистичны, наполнены юмором, иронией, светлой радостью – всеми теми чувствами, которые мы испытываем каждый день. Их эмоциональная составляющая близка человеку. Небольшая фестивальная работа «Вечный двигатель», изображающая осла, двигающегося за привязанной перед его мордой морковкой, была выбрана художником в качестве заставки к его персональной выставке, прошедшей в июне в музее изобразительных искусств. И на первый взгляд она может вызвать улыбку, может даже усмешку, но в ней есть и более глубинный, философский пласт – погоня за иллюзией, мечтой и есть тот вечный двигатель, который движет всеми нами.

Иванов хорошо чувствует  материал, хорошо его соединяет. Создавая работы из ржавого железа при помощи сварки, став в этой технологии  пионером в Тагиле, но в его произведениях органично сливаются вместе такие традиционные для скульптуры материалы, как камень, дерево и металл. В работе с железом часто приходится создавать иллюзию, тонируя его под «благородную» бронзу или медь. Работая с камнем, художник исходит от самого каменного блока – его размеры и формы подсказывают образ и  его воплощение, что можно видеть во многих скульптурах, например, станковых работах «Пиросмани», «Муссон». Дерево в произведениях Иванова чаще всего дополнительный материал, который органично входит в композиционное решение. Например, в декоративной скульптуре «Тотем» деревянная подставка является одновременно и утилитарной и декоративной составляющей, а в работе «Русский apple» деревянные и металлические части рождают общий образ. Интересен и творческий метод скульптора – он не создает эскизов, находя решение сразу, работая «начисто». Занимаясь изготовлением утилитарных предметов, например, таких как мангал, художник скован функциональностью предмета и вот тут-то проявляется настоящее мастерство, рождая неожиданные образные решения.

Александр Иванов проявил себя и как скульптор-монументалист. В мае 2010 года на ул. Победы был открыт памятник Героям Советского Союза. Идея монумента проста и оригинальна – Нижний Тагил стал городом, создававшим бронированный металл, из которого ковалось оружие победы, теперь, по представлению автора, это использованное боевое железо явилось основой для создания композиции в виде факела, языки пламени которого не огненные, а состоят из лавровых ветвей, символизируя мир и нашу память погибших солдат. Монументальное искусство Иванова не ограничилось созданием памятника Героям Советского Союза, у него много задумок, и среди них памятники Д.Н. Мамину-Сибиряку и Н.Н. Демидову, городской светильник «Летучий корабль» предназначенный для набережной тагильского пруда и памятный знак для управления железной дороги «Крылатый паровозик – символ Тагила», которые ждут своего дальнейшего воплощения.

Творческий непокой, неуемность характера заставляют художника искать новые пути самовыражения. Особое место в творчестве Александра Иванова занимают работы в ледяной скульптуре. Проходящий в Екатеринбурге фестиваль «Вифлеемская звезда», стал знаковым для художника. Создание ледяной скульпторы на этом фестивале автор сравнивает с молитвой, когда вкладывается в работу не только умение, мастерство, но и духовное горение. Лед – материал капризный, сложный и недолговечный. Почему же он все чаще и чаще привлекает скульпторов, заставляя их принимать участие в ледовых фестивалях, в сложных погодных условиях. Наверное, ответ кроется в самой возможности быстро и эффектно представить свою задумку, идею, образ. Лед пластичен и податлив, в тоже время коварен в своей хрупкости и прозрачности, работа с ним – это некое переосмысление всех старых представлений о материале, каждый раз художник должен преодолевать себя, побеждать хрупкую стихию замерзшей воды. И в этом есть азарт и радость самореализации.

Персональная выставка «Вечная иллюзия», которая прошла в честь 55-летнего юбилея художника в Нижнетагильском музее изобразительных искусств, объединила все направления творческой деятельности автора и впервые ярко и полно представила работы Александра Иванова, предоставив уникальную возможность проследить развитие его таланта за последнее десятилетие.

 

А. Шемякина, искусствовед

ВТОО Союз Художников России Нижнетагильское городское отделение © 2012
E-mail: shr-nt@mail.ru – администратор проекта
Спонсорская поддрежка сайта – WEB-студия Aliscom